Baby-sling.Ru Главная страница

Уильям и Марта Серз.

Древнеславянская руна "Берегиня". Руна защиты, материнского начала.
Глава из книги Уильяма и Марты Серз "Ваш ребёнок. Всё что вам нужно знать о вашем ребёнке с рождения до двух лет". Часть 5-я из 6.

Введение. Что такое перевязь, беби-слинг, лоскутный держатель. Описание устройства беби-слинга. Отзывы родителей, пользующихся перевязью. Чем перевязь отличается от привычной кенгурушки-рюкзачка? Медицинские обоснования предпочтительности перевязи. Фотографии беби-слингов Знакомство со слингом
Как надевать беби-слинг. Способы ношения ребёнка в зависимости от возраста Как пользоваться слингом. Способы ношения ребёнка
Покупка перевязи для ношения ребенка Купить беби-слинг
Фрагменты из книги  Уильяма и Марты Серз "Ваш ребёнок" Фрагменты из книги Уильяма и Марты Серз "Ваш ребёнок"
     Доктор Билл и Марта — своим читателям Введение
     Воспитание своего ребенка. Пять правил поведения, укрепляющих связь с ребенком. Метод неразрывной связи вовлекает отцов в воспитание малышей. Вопросы, которые вы могли бы задать Глава 1.
          Неразрывная связь:
          что это значит?
     Новые аргументы в защиту старой идеи. Выбор правильного приспособления для ношения ребенка. Как носить ребенка. Индивидуальный курс. Носящий ребенка отец берет на себя часть забот. Другие люди в качестве "детоносителей". Носить, чтобы убаюкать. Ношение детей в различных жизненных ситуациях. Ношение детей в особых ситуациях. Польза ношения для детей и взрослых. Ношение ребенка может изменить вашу жизнь к лучшему. Глава 14.
          Носите малыша
          с собой: искусство
          и наука ношения
          детей


Поделиться в социальных сетях:

Ношение детей в особых ситуациях

Рассматриваемый нами способ способен помочь преодолеть некоторые трудности даже при возникновении в семье особых обстоятельств и при уходе за детьми, требующими повышенного внимания.

Ношение близнецов

После первых 2 месяцев близнецов обычно уже слишком тяжело носить на руках. Лоскут с лямкой поможет и в этом случае. Одного ребенка можно носить в лоскуте, а другого - на руках. Это значительно безопаснее, чем держать на руках обоих, как вы то делали раньше. Можно приобрести лямочный держатель для каждого ребенка и родителя. Помимо того то эта практика облегчает жизнь родителям, она еще и способствует лучшему общению детей

Медицинские выгоды ношения ребенка

Недоношенные дети.

Период развития недоношенного ребенка в материнской утробе сокращается на несколько недель, а то и месяцев. Выдерживают таких младенцев в специальной камере, которая остается подвижной. Исследования же показывают, что если таких детей поместить в движущуюся камеру, они быстрее набирают вес и реже страдают синдромом прекращения дыхания. Специалисты, занимающиеся изучением новорожденных, сконструировали много различных движущихся камер, в том числе и качающиеся водяные постельки.

А группа специалистов по уходу новорожденными из Южной Америки сделала выдающееся открытие. Не все больницы могут себе позволить детские инкубаторы и прочее оборудование для выхаживания недоношенных. Приходилось прибегать к услугам матери. Новорожденного подвешивали к ней в специальной упаковке, похожей на лоскутный держатель. Ко всеобщему удивлению, такие дети развивались не хуже, а порой даже лучше, чем в искусственной камере. Отсюда исследователи сделали вывод, что лучше расти ребенку помогает его близость к матери: он чаще кормится, чувствует ее тепло, которое согревает его. Движения матери успокаивают малыша, и его энергия не затрачивается на крик, а идет на рост. Дыхание матери стимулирует дыхание ребенка (у этих детей реже отмечены случаи прерывания дыхания). Мама выступает для малыша в качестве своеобразного дыхательного метронома.

Как только недоношенный ребенок уже не нуждается в кислороде и внутривенных вливаниях, когда он вступает в фазу роста, мы рекомендуем носить его как можно больше, используя положение "кенгуру" (см с. 296).

Дети с замедленными темпами развития.

Ребенок с замедленными темпами развития тоже много приобретает, если его носят в лоскутном держателе. Иногда в силу каких-либо причин медицинского характера дети медленно набирают в весе, у них отмечается замедленное развитие. Мы не раз в своей педиатрической практике и при воспитании собственных детей убеждались, что, нося ребенка, мы помогаем ему быстрее развиваться. Мои рекомендации родителям очень просты: "Надевайте лоскут с ребенком утром, а снимайте вечером, пусть малыш и дремлет, и бодрствует в нем. Носите его дома и на улице. Совершайте длительные прогулки в таком положении. Это поможет в развитии вам обоим".

Какая, связь между ношением ребенка и темпами его развития? Движение очень много значит для роста ребенка. Он становится более спокойным. А раз он меньше кричит, значит, больше энергии остается для роста. Кроме того, постоянная близость матери способствует более частому кормлению - это еще одна причина ускорения развития. Не исключено, что в этом случае у малыша вырабатываются и некие гормоны роста (такие данные получены в эксперименте на животных). Помимо перечисленного, я склонен считать, что усиление роста основывается еще и на том, что все биологические системы ребенка работают лучше, когда он постоянно с матерью - в лоскуте.

Ребенок с отклонениями в здоровье.

Родители часто тратят много времени ни на занятия и курсы по уходу за ребенком и его воспитанию. Между тем самое хорошее и наиболее доступное средство - носить его на себе. Ребенку с нарушениями и различными отклонениями в состоянии здоровья это полезно вдвойне. Представьте, какую мощную стимуляцию он получает: слышит то, что слышите вы, видит то, что видите вы, двигается вместе с вами. Короче говоря, постоянно находится с вами в тесном контакте.

Лоскутный держатель удобен и для детей, больных церебральным параличом (с двигательными нарушениями). Положение "в колыбели" или "кенгуру" заставляет этого малыша слегка наклоняться вперед и не дает изогнуться назад, когда он может оказаться в неудобной позе. (См. далее в этой же главе "Ношение ребенка способствует его обучению").

Польза ношения для детей и взрослых

Выясняя, что же дает такой постоянный тесный контакт и для детей и для родителей, мы обнаружили много интересного. Поговорим о том, какую пользу приносит этот старинный способ ухода за детьми.

Ношение ребенка на себе способствует внутренней его организации и лучшей регуляции его функций

Гораздо легче понять смысл ношения детей, если считать, что полный период эмбрионального развития длится не 9, а 18 месяцев: 9 - в чреве матери и по крайней мере еще 9 - вне его. В первые 9 месяцев регуляция всех функциональных систем организма ребенка осуществляется автоматически. В момент рождения временно разрушается сложившаяся организация. И чем быстрее удается наладить работу всех этих систем в автономном режиме, тем легче новорожденный справится с новыми условиями жизни. Решившись носить малыша в держателе на себе, родители, используя опыт внутриутробного вынашивания, как бы создают искусственную систему, которая направляет в нужное русло дальнейшее его развитие и помогает устранить возникшие отклонения. Попытаемся представить себе, как работает эта регулировочная система. Например, ритм ходьбы матери, запечатленный в мозгу ребенка еще при внутриутробной жизни, ритм, к которому он так привык за 9 месяцев, появляется вновь - теперь, когда он находится в этой своеобразной "наружной утробе", что действует на малыша успокаивающе. И сердечный ритм матери, такой знакомый и четкий, всякий раз, когда ребенок прислонится ухом к материнской груди, вызывает в нем воспоминания о звуках утробы. Другим биологическим регулятором является дыхание матери, которое ребенок ощущает, когда его носят вплотную - грудь к груди, живот к животу. Можно смело утверждать, что отрегулированные ритмы взрослых помогают стабилизироваться несбалансированным ритмам ребенка.

С другой стороны, близость матери стимулирует выработку у ребенка гормонов, регулирующих деятельность выделительной и нервной систем. Исследователям удалось доказать, что длительный тесный контакт матери с ребенком, когда она носит его на себе, способствует быстрейшему становлению у ребенка суточных биоритмов, выработке гормонов, ответственных за ночной сон и бодрствование днем.

Голос матери, который ребенок все время слышит, находясь в лоскутном держателе, способствует развитию координации его движений. В 1974 г. анализ движений ребенка, с которым разговаривала мать, позволил установить, что они абсолютно синхронны с изменениями ее интонаций, но не зависят от голоса чужого человека. А ритмические движения матери помогают лучшей скоординированности обычно хаотичных и неуправляемых движений новорожденных.

Положительно сказывается такой способ ношения и на вестибулярном аппарате ребенка. Эти центры, находящиеся у человека за ушами, помогают сохранять равновесие. Например, если вы слишком сильно наклонились в одну сторону, вестибулярный аппарат просигнализирует вам, что необходимо податься в другую, чтобы не упасть. Этот аппарат подобен гироскопу с 3 уровнями. Один из них: вправовлево, другой: вверх-вниз, третий: вперед-назад. И все эти уровни работают синхронно, обеспечивая равновесие тела. Когда ребенка несут, он перемещается по всем трем направлениям. Каждый раз, когда малыш куда-либо смещается, сигнал в виде нервных импульсов передается мышцам тела ребенка для сохранения равновесия. Перед появлением на свет ребенок обладает очень развитым вестибулярным аппаратом, так как в утробе плод находится почти все время в движении. Если вы постоянно носите ребенка на себе, это не позволяет ему "забыть" приобретенные навыки и постоянно тренирует чувство равновесия.

Что может произойти, если ребенок лишен всех преимуществ тесного контакта с матерью, все время лежит пластом в колыбели и его берут только, чтобы покормить и перепеленать, а затем он снова разлучен с матерью? У ребенка есть унаследованное стремление к организации адаптации к новым условиям. Но если всю эту работу переложить на него одного, лишить его частого контакта с матерью, он может стать беспокойным, появляются беспорядочные движения конечностей, подергивания, неуклюжие и нервные сосательные движения при кормлении, прерывистое дыхание, нарушение сна. Ребенок, которого вынуждают к самоорганизации раньше срока, тратит много сил на самоуспокоение - ту энергию, которую мог бы использовать для роста и развития.

Беспокойство и расстройства в поведении - это плохие симптомы, результат потери координирующего воздействия близости с матерью. Не следует предоставлять детей самим себе, как советуют иногда родителям, это истощает силы ребенка. Такой стиль обособленного воспитания не имеет преимуществ; необходимость в нем не подтверждается ни здравым смыслом, ни опытом, ни научными исследованиями. Наоборот, последние как раз подтверждают, что ребенок ведет себя более беспокойно, если разлучен с матерью. Хотя существует много концепций воспитания детей, весь наш опыт показывает: для нормального психического, интеллектуального и эмоционального развития малыша ему нужно всегда быть вместе с мамой, а ей - носить младенца на себе.

Ношение детей избавляет их от беспокойства и колик

На протяжении курса обучения у нас многие родители не раз утверждали: "Мой ребенок доволен тем, что я его ношу". При этом многие беспокойные ранее дети забывают, что значит капризничать. Родителям общение с уравновешенными детьми доставляет больше удовольствия, а дети счастливы, так как у них пропадает охота плакать,в семье воцаряется покой. Счастлив и я как врач, поскольку, кажется, мы нашли путь, позволяющий уменьшить беспокойство малыша. Вдохновленный этим новым объяснением давно известного способа, я задумался: почему же дети, которых носят, менее крикливы и знают ли об этом другие педиатры?

В 1986 г. в Монреале группа исследователей наблюдала почти за сотней мам, половине из которых было предложено носить ребенка на руках или в лоскуте хотя бы 3 часа в день, а другим (контрольная группа) - укладывая малыша в колыбель, успокаивать его, показывая картинки, игрушки, но не брать на руки. Выяснилось, что дети, которых носили, капризничали почти вдвое реже. Особенностью эксперимента было то, что матерей просили носить малыша весь день, независимо от его поведения (ведь у нас на Западе принято брать ребенка на руки, только когда он забеспокоится).

Мы собрали труды антропологов, которые изучали практику ношения детей у других народов, и вновь убедились: дети, которых носят, а не оставляют в колыбели, кричат меньше. У нас ребенок за весь день может прокричать несколько часов, в то время как в других культурах такой счет идет на минуты. Итак, мы убедились (в том числе и на основании собственного исследования), что ребенок, которого родители носят на себе, становится более спокойным. Возникает вопрос: почему? Прежде всего, при этом способе, как уже говорилось, тренируется вестибулярный аппарат младенца. Вестибулярная стимуляция (например, покачивание), как показывает многовековая практика, наилучший способ успокоить кричащего малыша.

Вестибулярная стимуляция, возникающая при ношении ребенка, благотворно влияет на него, пробуждая воспоминания о привычном, запечатлевшемся в его мозгу (о материнском чреве). И это помогает ему справиться с тем новым, необычным, что пришло в его жизнь после рождения. А значит, уменьшаются тревога и потребность выразить ее в крике.

Мы можем, конечно, полагать, что рождением завершается становление вполне полноценного человека, готового тут же войти в наш мир. Но не будет ли это ошибкой и не лучше ли посмотреть на новорожденного, как на нечто незавершенное? Продолжая носить его (но теперь уже не в себе, как раньше, а на себе), вы в какойто мере воспроизводите привычные для него условия, что дает ему возможность лучше адаптироваться в этом мире. Он чувствует свою самоценность, если с ним обращаются соответствующим образом. Нося ребенка, вы больше привязываетесь к нему.

Если ребенка носят, он меньше кричит, а родители лучше с ним справляются

Когда мы наставляли родителей шумных малышей, то преследовали две цели: охладить темперамент их чада и развить у родителей привязанность к ребенку. То и другое осуществимо, если вы носите своего малыша. Создав для него среду, воспроизводящую условия, к которым он привык в материнском чреве (поместив его в лоскут с лямкой), мы уменьшаем факторы его беспокойства. Даже когда ребенок, которого вы носите, заплачет, сам характер этого плача будет иной. Родителям следует знать, что не всегда они виноваты в том, что ребенок плачет, поэтому не стоит пытаться заставить его замолчать. Лучшее, что вы можете сделать, это не давать ему плакать в одиночестве. Нужно создать для него уютное и безопасное гнездышко, где ему меньше будет хотеться плакать. И лоскутный держатель поможет вам в этом.

Ношение ребенка способствует его обучению

Если дети тратят на беспокойство и плач меньше времени, то что они делают с этим выигранным временем и энергией? Мы уже обсудили, что ношение ребенка способствует его росту и физическому развитию. А сказывается ли оно на его умственном развитии? Мои, да и не только мои наблюдения позволяют сказать, что дети, которых носят, большую часть времени не спят, а бодрствуют (состояние так называемого "спокойного внимания"). При этом ребенок спокоен и удовлетворен, настроен на контакт с окружающим миром. Можно сказать, что это оптимальное состояние для познания вещей.

Исследователи отмечают следующие положительные моменты "спокойного внимания": дети, которых носят, больше расположены присматриваться и прислушиваться к окружающему. Стабильность психической системы ребенка зависит от его способности спокойно вести себя в состоянии бодрствования причем особенно благотворно состояние "спокойного внимания".

Кроме того, родителям удобнее общаться с ребенком, находящимся в таком состоянии. При положении "в колыбели" ребенок обращен лицом к матери, а это, по мнению исследователей, лучше всего помогает установить связь между людьми.

В положении "кенгуру" у ребенка великолепные условия для созерцания мира - обзор в 180°. Он учится выбирать: смотрит на что хочет, и отводит взгляд с того, что его не привлекает. А возможность выбора способствует обучению.

Ребенок, которого носят, больше приобщается к миру

Другой особенностью, стимулирующей познание, является возможность глубокого проникновения ребенка в мир того, кто его носит. Он видит то, что видят его мать и отец, слышит то, что они слышат, а иногда и чувствует то же, что они. Он больше привыкает к лицам родителей, их походке, запаху и познает мир через выражение их лиц, язык тела, интонации голоса, их чувства. А у родителя появляется возможность обращаться к ребенку гораздо чаще, хотя бы потому, что тот все время находится у него "прямо под носом". Близость углубляет общение; ребенок как бы постоянно участвует во всем, что делают родители. Например, малыш, лежащий в лоскуте в то время, когда мать моет посуду, постигает цвет, запах и вкус взрослого мира. Он имеет хорошую возможность изучать все, что делается вокруг.

А что дает такой подход при воспитании ребенка, когда большую часть дня он отделен от матери, когда его берут и общаются с ним только по необходимости? Голоса, которые он слышит в соседней комнате, с его бытием никак не связаны. А поскольку они для него ничего не значат, то и не запечатлеваются. Для ребенка, который существует сам по себе, обычный ежедневный опыт не содержит никакой познавательной ценности. Мать же при таком способе общения с ребенком лишена ценности крепких связей с ним. Как правило, она строит свою жизнь и деятельность, не отводя в ней должную роль своему ребенку. В лучшем случае он зритель, а не участник.

Мать, носящая ребенка, напротив, в силу привычки к постоянному его присутствию автоматически соотносит с ним всё действия. Малыш в свою очередь чувствует, что он - участник событий, и это - настоящая вспышка света для его формирующегося самоуважения.

Обсудить в форуме.

 


      Карта        Назад        Вверх       Дальше
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru